Fundação Internacional
Capoeira
Artes das Gerais
feed-image

О капоэйре

PDF Печать E-mail

Капоэйра (capoeira) — это афро-бразильское боевое искусство. Оно сочетает в себе как разнообразные удары, броски, подсечки, захваты, так и сложные акробатические элементы. Темп поединка задают традиционные бразильские музыкальные инструменты.

 


Краткая история капоэйры

Существует множество мнений, гипотез и догадок, порой даже самых противоречивых, касающихся истории возникновения и развития капоэйры как боевого искусства. В их основе лежат как реальные факты, так и просто романтические истории. Более или менее достоверные сведения о капоэйре, относятся к началу XVII века. Именно с этого времени начинают появляться первые письменные источники, содержащие упоминания о капоэйре. Однако история капоэйры имеет более глубокие корни.


Когда в 1500 году началась колонизация Бразилии, прибывшие туда португальцы были вынуждены привозить рабов из Африки, так как местное население быстро умирало в неволе. Африканские рабы привезли в Бразилию свою культуру, религию и традиции. Согласно этой теории, капоэйра зародилась в так называемых «киломбуш» (или «свободные поселения»), которые образовывали беглые рабы в 1624—1654 годах. Это были поселения со своей внутренней социальной и экономической структурой. В них капоэйра формировалась и развивалась как боевое искусство, обогащаясь различными знаниями и техникой.


Стоит заметить, что существует множество других теорий, пытающихся объяснить происхождение капоэйры. Самая распространенная из них, что капоэйра была боевым искусством, которое скрывалось под видом танца, чтобы надсмотрщики не смогли различить единоборство. Однако это мало вероятно, так как с 1814 года, когда африканскую культуру стали истреблять, другие формы африканского танца запрещались наравне с капоэйрой, так что маскировать капоэйру под видом танца не было смысла.


Капоэйра за время своего развития пережила множество перипетий и изменений: от всеобщего увлечения до запрета и преследования. Из-за продолжительных репрессий капоэйра, как боевое искусство, медленно исчезала в Рио и Ресифэ. Именно тогда ее центром стал Баия. В это время появились легендарные капоэйристы, такие как Besouro Cordao-de-Ouro в Баие, Nascimento Grande в Рэсифэ и Manduca de Praia в Рио, которые известны и по сей день.


Но, вне всякого сомнения, двумя самыми важными личностями двадцатого столетия были Местре Бимба (Mestre Bimba) и Местре Паштинья (Mestre Pastinha), которые поставили капоэйра на новый уровень. Большинство из того, чего в сегодня капоэйрист пытается добиться, он обязан именно им и тому, что они сделали для развития капоэйры как спорта.


Местре Паштинья и Местре Бимба считаются ключевыми фигурами, определившими развитие современной капоэйры. Если Местре Бимба отдавал приоритет боевым аспектам капоэйры, то мастер Паштинья подчеркивал ее традиционно ритуальный и игровой характер. Внешне по скорости и способу исполнения движений существует разница между двумя стилями (Capoeira Regional и Capoeira Angola). Однако, многие современные капоэйристы выступают как приверженцы единой капоэйры, не противопоставляя между собой Анголу и Режионал, объясняя разницу в стилях лишь в способе проявления своего внутреннего состояния посредством движений.


Капоэйра разрасталась последние пятьдесят лет. Начали появляться соревнования и академии капоэйра. В 1972 году капоэйра официально стала национальным Бразильским видом спорта. Была создана бразильская федерация капоэйра. За это время она окончательно добилась признания в Бразилии и в мире.