Ритмы в капоэйре

Ритмы в капоэйре обуславливают стиль игры в кругу. Под тот или иной ритм игра приобретает тот или иной характер. Каждый ритм в капоэйре имеет свою эмоциональную окраску. Крайне важно, чтобы игра капоэйриста была адекватна тому ритму, который играется в батерии (bateria). Для того, чтобы распознать тот или иной ритм, нужно обращать внимание на ведущий инструмент роды — это беримбау гунга (berimbau gunga).

Существуют достаточно много ритмов в капоэйре. До сих пор идет полемика о том, какие ритмы есть, каких нет, какие искусственные, какие производные, какие существуют «изначально»... Но в одном сходятся все: самый главный ритм в капоэйре, начало всех ритмом — это:

Ангола (Angola) — под этот ритм стиль игры медленный, игроки расположены максимально близко к земле. Со стороны игра кажется очень расслабленной и ленивой. Но опасность поджидает играющих в каждом движении.

Ангола является отдельным направлением в капоэйре, со своими движениями, традициями, песнями... Существует огромное количество песен посвященных капоэйре анголе. Особенностью Анголы так же является то, что в ней рода начинается с Ладаиньи (ladainha).

Из ритма Анголы, как принято считать, развились остальные ритмы. Каждый из них имеет свою эмоциональную окраску, передает разную энергетику.

В школе FICAG преподаются стили игры, которые играются под ритмы: бенгела (benguela) и режионал (regional, по-другому он называется Сау Бенто Гранджи джи Бимба — Sao Bento Grandi de Bimba).

Бенгела — это ритм придуманный знаменитым мастером Бимбой, под который игроки показывают степень владения своим телом. Характер игры бенгелы — это постоянное движение, где один элемент плавно переходит в другой. Бенгелу можно сравнить с шахматами, где главенствующую роль играет тактика, поскольку все удары и броски обозначаются и не доводятся, как правило, до конца.

В основном в бенгеле поются мелодичные квадра (quadras). Ритм бенгелы плавный, при этом по темпу он чуть быстрее анголы. Однако, он может разгоняться и держать достаточно высокий темп, диктуя игрокам быстрее перемещаться и чаще взаимодействовать друг с другом.

Режионал — этот ритм так же был придуман мастером Бимбой. В отличае от бенгелы, тут все удары доводятся до конца, но при этом не пропадает игровой аспект капоэйры в роде. Последовательность движений более простая, чем в бенгеле, и выполняются более простые перемещения, используются прыжковые удары, акробатические элементы.

В режионале, как правило, поются простые кориду (corridos). Сам ритм достаточно быстрый, но лучше всего его прочувствовать, когда режиональная игра начинается с темпа чуть быстрее бенгелы. Когда ритм начинает разгоняться, создается ощущение пульсации. При этом движения джинги и перемещения не должны быть суетливыми, только удары наносятся с высокой скоростью.

Описание звука

Графическое обозначение звука Фонетическое обозначение звука

Открытая струна,

камень не касается струны

О ТОН

Закрытая струна

(камень сильно прижат к струне)

Х ТИНЬ

Дребезжащий звук

(камень мягко касается струны)

# ЧИ

Звучание кашиши

* К

"чи-чи" - это звук делается так - кабаса прижата к животу-камень прижиматся слегка и ударяется палочкой сначала сеизу камня-потом сверху

"тинь" - это звук закрытый-камень сильно прижат к струне и слегка ее натягивает-бьется сверху камня...

"тон" - это открытый звук-камень вообще не касается струны-кабаса не касается живота

"тонш" - сначала бьется открытый звук,а потом камень прижимается к струне-кабаса сначала не касается живота,
а потом вместе с прижиманием камня-прижимается к животу; камень прижимается слегка.

"К" - это встряхивание кашиши

1. Ангола — медленный, тягучий ритм. Игра — близкая к земле, медленная.

## O X *

чи-чи тон тинь к
чи-чи тон тинь к

2. Бенгела — не быстрый, текучий, плавный ритм. Игра — сочетание нижней игры и верхней, большое количество низких перемещений.

## О Х Х

чи-чи тон тинь тинь
чи-чи тон тинь тинь

3. Режионал (Sao Bento Grandi de Bimba) — динамичный темп, качающий ритм. Игра — верхняя, быстрые удары, активные перемещения.

## О О Х, ## О # Х

чи-чи тон тон тинь
чи-чи тон чи тинь

4. Sao Bento Pequeno

чи-чи тинь тон к

5. Sao Bento Grandi de Angola

чи-чи тинь тон тон

6. Jogo de Dentro

чи-чи тинь тон тинь

7. Сavalaria

чи тон чи тон чи-чи тон-тин тон
чи-чи тонш тонш тонш, чи-чи тон тин тон

8. Santa Maria

чи-чи-тон-тон-тон-тон;чи-чи-тон-тон-тон-тинь

чи-чи-тинь-тинь-тинь-тинь;чи-чи-тинь-тон-тинь-тон

9. Idalina

чи-чи тон тон тинь тон тон чи тинь

10. Amazonas

чи-чи-тон-тонш-тинь

11. Samba de Roda

чи-чи-тон;чи-чи тон;чи-чи-чи тонш-тон-тон-тон